Какой срок службы должен иметь автомобильный аккумулятор и как его продлить?
Содержание:
- Какие факторы влияют на срок годности автомобильного аккумулятора?
- 2 Что влияет на срок службы батареи – климат или обслуживание?
- Факторы, сокращающие срок службы АКБ
- Факторы, влияющие на срок годности АКБ
- Как продлить ресурс автомобильного аккумулятора
- Типы автомобильных аккумуляторов
- Как узнать дату выпуска и где посмотреть цифры изготовления?
- Факторы, сокращающие срок службы АКБ
- Факторы, сокращающие срок службы АКБ
- Срок службы батареи
- Плановый срок эксплуатации аккумулятора автомобиля для списания
Какие факторы влияют на срок годности автомобильного аккумулятора?
Девушка столкнулась с проблемой разряда АКБ прямо на дороге
Хотите узнать, какой средний ресурс работы автомобильной батареи и сколько она может проработать? На это влияет множество внешних факторов, о которых должен знать каждый автолюбитель. В среднем срок службы АКБ должен составлять не менее 3.5 лет. Это время аккумуляторная батарея любого производства и года выпуска должна продержаться на любом авто, разумеется, если она не находится в полностью разряженном состоянии и не тратит много энергии. Вернее, больше энергии, чем она должна тратить.
Основные устройства, которые потребляют большое количество энергии, это:
- мультимедиа система, а также всевозможные электронные устройства;
- механизмы для открытия дверей, безопасности автомобилиста;
- система климат контроля;
- бортовой компьютер.
Все эти элементы влияют на срок службы аккумулятора, поскольку питаются от него, даже в то время, когда транспортное средство стоит на стоянке. Более того, если в работе электрооборудования имеются нерабочие устройства и приборы, батарея будет постоянно находиться в разряженном состоянии
Как правило, наши водители редко обращают внимание на это, обычно переполох начинается тогда, когда из-за АКБ не получается завести двигатель. Поэтому если вы не планируете какое-то время использовать машину, лучше будет отключить клемму от батареи. Разнообразие аккумуляторов
Разнообразие аккумуляторов
Также следует учитывать, что срок службы аккумулятора автомобиля во многом зависит от погодных условий. Когда на улице мороз, эффективность устройства значительно падает, поскольку электролиты в нем становятся вязкими, в результате чего сопротивление движения заряда растет.
В итоге, вне зависимости от года выпуска и правильности эксплуатации, срок жизни и годности уменьшается из-за:
- деформации корпуса АКБ;
- понижения показателя емкости;
- замерзания электролита;
- периодическое размораживание электродов.
В том случае, если транспортное средство регулярно используется в условиях высоких температур, это также повлияет на ресурс работы и годности АКБ вне зависимости от года выпуска.
Более того, срок службы автомобильного аккумулятора не только снижается, но устройство может и вовсе выйти из строя в результате:
- перезарядки девайса;
- возможного саморазряда;
- образования коррозии;
- слишком высокого испарения влаги (автор видео — HotSEM).
Разумеется, одним из основных компонентов электрической системы любого автомобиля является генератор, поэтому на срок службы батареи он также влияет. Независимо от того, какова дата и какой год выпуска и сколько АКБ лет. Если заряд очень низкий, то в устройстве АКБ происходит сульфатация пластин, также снижению срока годности способствует реле регулятора, из-за поломки которого в бортовой сети появляется повышенное напряжение. Если из-за высокого напряжения произойдет перегрев банок, то это может стать причиной выкипания электролита.
Не стоит забывать и о вибрациях. Срок годности вне зависимости от даты и года выпуска и того, сколько батарее лет, снижается при постоянных вибрациях в системе. Из-за вибраций происходит разрушение обмазки пластин, иногда на АКБ могут проявиться трещины, а это, в свою очередь, полностью убивает девайс.
Если при движении транспортного средства проявляются вибрации, от них необходимо как можно быстрее избавиться, ведь они способствуют:
- скачкам напряжения в бортовой сети;
- появлению короткого замыкания;
- сульфатации АКБ.
Немаловажным моментом является способ езды на машине. Как правило, если транспортное средство используется только по городу, то ресурс эксплуатации будет более низким, чем у машины, большее время передвигающейся по трассе. Все потому, что в городском режиме во время эксплуатации машины двигатель запускается значительно чаще, а поездки обычно не долгие, соответственно, батарея просто не успевает восстановить емкость. Особенно недозаряженность устройства часто проявляется в зимнее время года, ведь кроме частых запусков двигателя, восстановить емкость девайса не позволяют постоянно используемые световые приборы.
Зарядка батареи с помощью ЗУ
2 Что влияет на срок службы батареи – климат или обслуживание?
Завод-производитель дает определенный срок эксплуатации на аккумуляторную батарею, обычно он составляет от 3 до 5 лет. Многие водители считают, что аккумулятор прослужит указанный срок, и рассчитывают на это. Но следует учесть, что это возможно в случае создания нормальных условий эксплуатации:
- качественное обслуживание;
- отсутствие сложных климатических условий;
- минимальное количество дополнительного оборудования.
На практике автомобиль эксплуатируется далеко не в идеальных условиях. При использовании обслуживаемых аккумуляторов необходимо следить за уровнем и плотностью электролита в банках, при необходимости нужно доливать дистиллированную воду. Если пользоваться АКБ с недостаточным уровнем электролита, то она не прослужит и года. Необслуживаемые батареи не имеют этого недостатка, так как их корпусы герметичны, и нет доступа к электролиту.
Уменьшает срок службы АКБ эксплуатация при слишком высоких или низких температурах. Существует мнение, что низкая температура отрицательно отражается на аккумуляторе: он начинает терять разряд. Но это происходит в случае использования холодной АКБ. Если дать машине прогреться, чтобы аккумулятор нагрелся до плюсовой температуры, то заряд нормально накапливается.
Температура эксплуатации АКБ оказывает непосредственное влияние на срок службы
Летом из-за высоких температур аккумулятору грозит сульфатация, при критических значениях возможна ситуация, когда не получится запустить двигатель. Сульфатация – это естественный процесс, который происходит во всех свинцово-кислотных аккумуляторах и постепенно приводит к выходу их из строя. При разрядке на пластинах образуется сульфат свинца. Во время зарядки, благодаря химической реакции, он растворяется, но часть его остается. Рекомендуем раз в 2-3 года делать десульфатацию батареи, что продлит срок ее жизни.
Влияет на износ и коррозия пластин и соединительных мостиков. Это такой же естественный процесс, как и сульфатация. Для уменьшения коррозии производители легируют пластины АКБ различными компонентами. Эти меры дают возможность снизить коррозию, но полностью от нее избавиться не получается.
Моментально выводит из строя аккумулятор короткое замыкание, даже если оно произошло в одной из банок. В обслуживаемых аккумуляторах существует возможность замены банки. В необслуживаемых АКБ это сделать невозможно. Короткое замыкание может возникнуть при прорыве сепаратора между пластинами с разными знаками зарядов. Такая ситуация вероятна, когда замерзает электролит, коробятся пластины. Замыкание может вызвать обмазка пластин, которая осыпается и скапливается на дне корпуса. Это происходит при езде по плохому дорожному покрытию, возникают повышенные вибрации, что и приводит к осыпанию.
Факторы, сокращающие срок службы АКБ
Для того чтобы аккумулятор смог работать долгое время, важно обнаруживать и предотвращать влияние различных факторов на агрегат. Важно не только правильно использовать и заряжать батарею, но и регулярно следить за ее состоянием и процессом работы
Важно не только правильно использовать и заряжать батарею, но и регулярно следить за ее состоянием и процессом работы. Короткие замыкания, коррозия, заряд и разряд аккумулятора – важно устранять все проблемы, тогда агрегат в автомобиле прослужит долго и не нужно будет менять АКБ через пару лет работы
Короткие замыкания, коррозия, заряд и разряд аккумулятора – важно устранять все проблемы, тогда агрегат в автомобиле прослужит долго и не нужно будет менять АКБ через пару лет работы
Короткое замыкание
При возникновении короткого замыкания в аккумуляторе, он становится непригодным для дальнейшего использования. Если проблемная ситуация возникла на новом АКБ, значит это производственный брак и батарея должна быть заменена по гарантийному талону.
Возникновение короткого замыкания на активно используемом аккумуляторе – показатель того, что внутри устройства повреждены пластины.
Чтобы предотвратить это –аккуратно эксплуатируйте изделие в транспортном средстве, не совершайте езду по бездорожью и ямам, не повреждайте конструкцию.
Коррозия
Основной причиной окончания срока годности АКБ – коррозия внутренних элементов, которую невозможно избежать. Некоторые компании пытаются увеличить длительность службы батареи легированием пластин. Начало коррозии показывает себя в виде снижения заряда и длительности работы устройства.
Глубокий разряд АКБ
Влияние на длительность службы аккумулятора оказывает разряженное состояние АКБ. При глубоком разряде, начинает активизироваться процесс, при котором быстро проходит сульфатация пластин.
Если всё же АКБ сильно разрядился, немедленно прекратите использование и установите устройство на зарядку, в противном случае емкость аккумулятора снизится, а впоследствии агрегат перестанет работать.
Менее критичен глубокий разряд для гибридных моделей, но также опасен для конструкции.
Чрезмерный заряд аккумулятора
Показатель выше 14.4 Вольт считается выше допустимого заряда
При завышенном напряжении, подаваемом на выводы аккумуляторы при подзарядке, возникает чрезмерный заряд аккумулятора, который наносит ему ущерб. Возникает подобная ситуация по причине неисправной работы бортовой системы машины, чаще всего генератора.
При этом если напряжение будет выше 14.4 Вольт, то в батарее начнется гидролиз воды. Это впоследствии приведет к потере эффективности АКБ, окислению составляющих, а затем к выходу аккумулятора из строя.
Чтобы избежать возникновения этой ситуации – важно проводить техническое обслуживание автомобиля и регулярно проверять регулятор напряжения, генератор и другие бортовые системы
Прочее
Качество и длительность работы батареи зависит от: тип дорог, температурный режим, качество езды и другие особенности эксплуатации авто. Например, устройство перестает нормально функционировать при постоянном использовании транспортного средства в условиях экстремально низких температур.
При минусовых значениях температуры, для продления реального срока службы аккумулятора, его лучше извлекать из автомобиля и заряжать в домашних условиях. Существуют и другие способы увеличить средний срок работы АКБ.
Важно: Если появилось окисление клейм, нужно обнаружить в чем причина. Клеммы периодически чистите, обрабатывайте специальными составами
Обновляйте детали и крепления на устройстве.
Факторы, влияющие на срок годности АКБ
На то, какой ресурс эксплуатации аккумулятора, влияют различные факторы и о них должен знать любой автомобилист. Как правило, в среднем служит автомобильный аккумулятор не меньше трех с половиной лет. Но этот показатель может быть снижен, если не будут соблюдаться элементарные условия использования и если устройство не будет постоянно находиться в разряженном состоянии.
К автомобильному оборудованию, потребляющему значительный объем энергии, можно отнести:
- акустику авто, будь то обычная магнитола или мультимедийный центр, а также другие электронные гаджеты, работающие постоянно при запущенном или заглушенном двигателе;
- противоугонные системы, а также различные механизмы, призванные обеспечить безопасность водителя;
- кондиционер или печка;
- бортовой компьютер.
Конструктивные элементы устройства
Во многом эти компоненты определяют срок службы АКБ, так как они питаются от батареи, в некоторых случаях даже тогда, когда машина стоит в гараже или на стоянке. Также следует отметить, что если к электросети подключены нерабочие девайсы или оборудование, это приведет к тому, что АКБ регулярно будет разряжаться. Как показывает практика, многих наших соотечественников не волнует срок эксплуатации аккумуляторных батарей до того момента, пока они не сталкиваются с проблемой невозможности запуска мотора. А она, в свою очередь, зачастую связана именно с тем, что аккумулятор автомобиля разрядился.
Немаловажным фактором, который определяет срок службы автомобильного аккумулятора, являются погодные условия. Если в вашем регионе на протяжении года преобладают отрицательные температуры, эффективность работы АКБ будет снижена. Все потому, что из-за мороза электролитический раствор в банках батареи переходит в более вязкое состояние, соответственно, это приводит к увеличению сопротивления заряда. Более того, если автомобиль постоянно используется в условиях мороза, это также приведет к тому, что ресурс службы батареи будет снижен, и год выпуска не играет роли (автор видео об устранении замыкания в банках — Вадим Бальцанов).
Какие факторы приводят к уменьшению срока службы:
- использование авто в условиях температурных перепадов — замерзание рабочего раствора, а также его периодическое размораживание ни к чему хорошему не приведет;
- деформирование корпуса батареи — если на ней имеются повреждения или трещины, это станет причиной утечки раствора электролита;
- уменьшение значений емкости, что также может быть связано с неправильной эксплуатацией;
- постоянная перезарядка АКБ;
- высокий саморазряд, в результате чего АКБ не может самостоятельно подзаряжаться до нужного уровня, когда авто стоит на стоянке;
- появления коррозии на внутренних компонентах устройства;
- еще один фактор, влияющий на износ — это высокое испарение влаги.
Как известно, в любой бортовой сети основным элементов считается генераторное устройство, так что этот узел также влияет на срок действия батареи. К примеру, если реле регулятора выходит из строя, это может привести к скачкам напряжения в электросети. Соответственно, в конструкции батареи будут перегреваться банки, а это, в свою очередь, способствует выкипанию рабочей жидкости из них. Как вы понимаете, ничем хорошим для устройства это не обернется. Кроме того, если его заряд будет слишком низким, а автомобиль будет эксплуатироваться с батареей в таком состоянии, то пластины устройства начнут сульфатироваться (автор видео о восстановлении и подготовке автомобильной батареи к зиме — канал Дневник Рыбака).
Еще одним фактором, который влияет на износ, является вибрация — при регулярных вибрациях служит аккумулятор значительно меньше. Все потому, что в результате вибраций в конструкции девайса разрушается обмазка пластин, по этой же причине могут возникать повреждения корпуса, в частности, трещины. Также вибрации могут привести к той же сульфатации пластин, образованию короткого замыкания в устройстве, а также перенапряжению в электросети автомобиля.
И последний фактор, который способствует выходу из строя батареи, является манера езды. Если вы ездите на своем авто только в городской черте, с учетом постоянных остановок и передвижения на короткие дистанции, то ресурс службы будет меньше, чем если сравнивать с авто, эксплуатирующимся по трассе. Из-за частых запуском мотора происходит более быстрый разряд, а если поездки не занимают достаточно времени, то устройство будет просто не в состоянии полноценно восполнить свой заряд. Особо остро эта проблема проявляется в период холодов, поскольку кроме стандартного электрооборудования, работает еще и печка, а также оптика, которые еще больше способствуют разряду.
Как продлить ресурс автомобильного аккумулятора
Вне зависимости от марки, модели и даже типа АКБ, его срок службы можно увеличить, если придерживаться следующих рекомендаций:
- если вы точно знаете, что батарея разряжена, не эксплуатируйте её, особенно зимой, когда пуск мотора сильно затруднён – вы рискуете полностью посадить источник питания, а глубокого разряда не любит ни один тип аккумуляторов, особенно – кислотно-свинцовые разновидности;
- не пренебрегайте подзарядкой аккумулятора. Хотя это правило нужно соблюдать в любое время года, особенно актуальным оно является зимой, когда не только мотор, но и аккумулятор вынужден работать в особо тяжёлых условиях. Если вы практикуете длительные поездки (не менее 10 км.), то подзаряжаться батарея должна и во время движения. Но если её ресурс уже порядком исчерпан (ёмкость упала относительно номинальной на 20% и более), то, скорее всего, для восстановления нормального уровня заряда потребуется использование внешнего зарядного устройства;
- во время пуска всегда выжимайте сцепление – это существенно облегчит стартеру задачу прокручивания коленвала, а значит, и нагрузка на аккумулятор будет относительно небольшой. Учитывая, сколько раз вы осуществляете пуск мотора за день, неделю, месяц и год, нетрудно понять, что таким способом вы можете заметно увеличить ресурс батареи.
Совет предназначен только для авто с механической коробкой. Если вы заводите двигатель, когда машина стоит на уклоне, обязательно затяните стояночный тормоз.
привычка долго крутить стартер – весьма вредная. Многие неопытные водители полагают, что если силовой агрегат сразу не завёлся, то стоить покрутить чуть дольше, и он обязательно заведётся. Практика показывает, что это не всегда так. Но в любом случае прокручивать стартер нужно не более 5 секунд. Мотор не завёлся – выждите секунд 30, и повторите попытку, а так не более четырёх раз. Не помогло – ищите проблему в моторном отсеке;
зимой, когда столбик термометра опускается намного ниже нулевой отметки, страдает, как мы уже отмечали, не только мотор. Аккумулятор тоже нуждается в разогреве, чтобы дать старт «замороженным» химическим реакциям. Для этого перед пуском включите дальний свет фар секунд на 20, максимум 30. На ёмкости это скажется минимально, а при пуске батарее потребуется меньше времени;
регулярно проводите профилактический осмотр АКБ. Оценивайте состояние клеммных узлов, оцените, не болтается ли аккумулятор из-за ослабления креплений, не имеется ли на его корпусе трещин, сколов, потёков и следов. Если мелкие проблемы имеются – не затягивайте с их решением. Например, треснутую клемму лучше заменить незамедлительно, если батарея шатается – тут же затяните крепление. Окислившиеся клеммы нужно почистить, и чтобы предотвратить этот процесс в будущем, смазать их специальным составом. Всё это мелочи, которые могут вылиться в преждевременный выход из строя источника питания;
если АКБ обслуживаемого типа – периодически проверяйте уровень электролита. Он должен покрывать пластины на 15-20 мм., и если его меньше – долейте электролит, после чего желательно измерить его плотность и при необходимости поставить батарею на подзарядку. Помните, что если электроды оголятся, немедленно начнётся процесс сульфатации пластин и их разрушения (осыпания). Долго такой аккумулятор не проходит;
если автомобиль эксплуатируется в северных широтах, продлить срок службы аккумулятора поможет термокейс, но только модель с подогревом – иначе пользы от этого девайса не будет;
следите за суммарным энергопотреблением установленного в автомобиле электрооборудования. Бесконтрольное добавление новых потребителей (а у современного автомобилиста соблазн очень велик!) может привести к тому, что мощности генератора будет не хватать для их питания, и тогда часть электроэнергии будет браться от АКБ
А значит, она будет недозаряжаться, что грозит глубоким разрядом;
важно следить за состоянием стартера. Он тоже не вечный, а если этот узел заедает, работает не в полную силу, то и аккумулятору придётся тратить больше энергии, что, конечно же, снижает его ресурс.
И ещё один важный совет. Если вы планируете поставить машину на длительное хранение (свыше недели), желательно отсоединить клеммы от выводов АКБ. А если авто простояло свыше месяца, не поленитесь подзарядить аккумулятор, особенно в холодное время года.
Хотя рекомендаций немало, они просты и для запоминания, и для исполнения. Если вы будете их придерживаться, то сможете гарантированно продлить срок работы аккумулятора автомобиля как минимум до уровня среднего значения для конкретной модели.
Типы автомобильных аккумуляторов
Срок службы во многом зависит и от типа зарядного устройства. На сегодняшний день можно столкнуться с тремя наиболее популярными видами АКБ:
- Свинцово-кислотные. Такие модели используются чаще других. Характеризуются высокой надежностью, низкой стоимостью, длительным периодом использования. Простота в производстве и хорошие эксплуатационные качества обеспечивают ведущие позиции свинцово-кислотным зарядным устройствам на полках магазинов.
- Аккумуляторы с AGM-технологией. Такая технология появилась относительно недавно. Суть современной разработки заключается в существенном сокращении количества производимого электричества. Эффективность и производительность существенно повышаются. AGM технология не получила широко распространения из-за ограничений по установке. Модели подходят для машин с системой рекуперации энергии.
- Гелевые батареи. Главной особенностью моделей является наличие особого геля вместо традиционных электролитов. Это обеспечивает высокую надежность и отличную отдачу тока. После зарядки емкость батареи может восстанавливаться до первоначального значения. Это позволяет выдерживать огромное количество циклов зарядки без существенной потери емкости. По статистике гелевые аккумуляторные батареи способны достигать отметки в 650 зарядок. Современные новые образцы гарантируют повышение показателей до 1000. Поскольку корпус полностью запаян, такие образцы обслуживать невозможно.
Как узнать дату выпуска и где посмотреть цифры изготовления?
Производители всегда указывают дату выпуска аккумулятора на упаковке, но маркировка у каждого производителя разная, поэтому необходимо уточнять ее расшифровку у продавца, так как определить дату изготовления самостоятельно будет проблематично.
Совет. Стандартов нанесения даты выпуска на АКБ нет, но в большинстве случаев производители указывают дату изготовления в виде набора букв и цифр на крышке батареи, проверить её можно как на фронтальной, так и на боковой этикетке.
Помимо консультации продавца, расшифровать дату может помочь посещение официального сайта компании производителя.
Как рассчитать?
На исправном автомобиле время пользования аккумулятором определяется пробегом авто и временем эксплуатации самой батареи. Пробег автомобиля более 100000 км и использование аккумулятора больше 3х лет, является прямым показанием для замены АКБ
Но это общие рекомендации, при качественном уходе аккумулятор может прослужить намного больше, поэтому так важно произвести расчет времени его работы
Решаем юридические вопросы любой сложности. Звоните .
Для определения необходимы исходные данные:
- Мощность нагрузки.
- КПД инвертора.
- Напряжение АКБ.
- Время резервного питания.
- Срок эксплуатации.
Расчет времени работы производится по формуле:
t=Uакб. * C * K * H * Kr. / P
, где:
- t – время работы, (например, 5 часов);
- Uакб. – напряжение аккумулятора, (12В);
- С – емкость (Ач);
- К – количество аккумуляторов в системе (1шт);
- Н – КПД инвертора (0,82);
- Kr – коэффициент глубины разряда (80%);
- P – мощность нагрузки (150Вт).
Емкость аккумулятора С находим по формуле: С = P / Uакб. * t / K / H / Kr, подставив значения, получим 150 / 12 х 5 / 1 / 0.82 / 0.8 = 95,3.
Подбор правильной батареи дает уверенность, что разряд аккумулятора не будет больше 80%. Необходимая частота разрядов: 10 лет х 365 дней / 500 циклов = 7,3 дня.
Время работы аккумулятора определяется в годах, а срок службы – в рабочих циклах. Цикл – это время от полного заряда до разряда батареи. Выносливость АКБ в циклах рассчитывается для типичных условий работы (температура 20°С, разряд током одной величины).
В данном примере получаем, что в стандартных условиях работы, один цикл будет занимать около 7 дней (округляем значение 7,3). Получаем срок службы АКБ 10 лет, при условии того, что циклический ресурс не исчерпается раньше.
Факторы, сокращающие срок службы АКБ
Нахождение аккумулятора в разряженном состоянии
Причин этому может быть несколько:
- характер поездок. Если вы ездите по городу, часто стоите в пробках и проезжаете небольшое расстояние между частыми пусками мотора, то аккумулятор автомобиля просто не успевает восполнить заряд. Ведь АКБ отдаёт энергию при запуске двигателя, а затем он восстанавливает её при поездке. Если этого не происходит, то батарея постоянно разряжена;
- ток утечки превышает норму. Даже если АКБ нормально заряжается от генератора во время поездки, но на стоянке присутствует сильный ток утечки, аккумулятор постоянно будет разряжен;
- состояние бортовой сети автомобиля. Из-за неисправностей автомобильной сети АКБ может не заряжаться, как следует. К примеру, не работает регулятор напряжения или вышел из строя диодный мост генератора. В результате аккумулятор автомобиля не заряжается от генератора.
Из-за того, что аккумуляторная батарея постоянно находится в разряженном состоянии, в ней активизируется процесс сульфатации. В результате снижается ёмкость и уменьшается срок службы аккумулятора автомобиля. Стоит сказать, что сульфатация является естественным процессом во всех свинцово─кислотных АКБ и постепенно приводит к выходу их из строя. При разряде АКБ на пластинах выделяется сульфат свинца. При зарядке он растворяется во время химической реакции, но какая-то его часть остаётся. Процесс сульфатации активизируется, если аккумулятор имеет хронический не до заряд
Поэтому важно иметь представление о норме заряда аккумулятора автомобиля.
Короткое замыкание
Короткое замыкание – это «смертный» приговор АКБ. Если даже замыкание произошло в одной из банок, то он отслужил своё. В старых обслуживаемых аккумуляторах была возможность замены банки. Малообслуживаемые и необслуживаемые этого делать не позволяют. Короткое замыкание может стать следствием прорыва сепаратора между разноимёнными пластинами. Это может произойти, например, при короблении пластин в результате замерзания электролита.
К замыканию может приводить и осыпавшаяся на дно корпуса обмазка пластин. Это может происходить из-за повышенного вибрационного воздействия (езда по бездорожью, плохим дорогам). Производители аккумуляторов стараются уменьшить это явление. Для этого совершенствуется технология нанесения активной массы и конструкция пластин, а также используются всевозможные легирующие добавки (сурьма, кальций, селен, серебро и др.).
Существуют ситуации, когда замыкание происходит на новом аккумуляторе. Это уже производственный брак и подлежит замене по гарантии на аккумулятор. Как правило, такие производственные дефекты обнаруживаются в течение первых 6 месяцев эксплуатации.
Коррозия
Процесс коррозии пластин аккумулятора и соединительных мостиков можно назвать естественным, как и сульфатацию. Производители АКБ стараются уменьшить это явление при помощи легирования пластин различными компонентами. В некоторой степени получается снизить коррозию, но полностью справиться с ней не удаётся. В итоге большинство аккумуляторов к концу срока службы выходят из строя из-за сульфатации и коррозии.
Чрезмерный заряд аккумулятора
Это может происходить в случае подачи завышенного напряжения на выводы аккумулятора. Причиной здесь в большинстве случаев становится неисправная работа бортовой сети автомобиля. В частности, генератора. Как известно, при напряжении 14,4 вольта в АКБ резко активизируется процесс гидролиза воды. Это её разложение на водород и кислород.
Прочее
На сроке службы аккумулятора автомобиля отрицательно сказываются и экстремальные температуры эксплуатации. Так, при низких температурах (ниже минус 30 градусов по Цельсию) резко повышается риск замерзания разряженного аккумулятора. В таких условиях снижается эффективность зарядки. Если вы живете в северных широтах, то имеет смысл на ночь забирать аккумулятор домой и ставить его на зарядку. Для сведения, при понижении температуры на каждый градус ниже плюс 15 С ёмкость снижается на 1 Ач. Нетрудно подсчитать насколько меньше становится ёмкость АКБ при отрицательных температурах.
Высокая температура (выше плюс 30 С) также не несёт ничего хорошего для аккумуляторной батареи. В летнее время температура под капотом может достигать 100 градусов Цельсия. Это приводит к испарению воды из электролита и снижению его уровня ниже допустимого.
Факторы, сокращающие срок службы АКБ
Максимальный пусковой ток аккумулятор отдает в момент запуска двигателя автомобиля. При езде на небольшие расстояния батарея быстро выйдет из строя, потому что не успевает заряжаться. Активно разрушают АКБ подключенные девайсы и кондиционер. Свой баланс батарея способна качественно восстанавливать лишь при движении на длительных дистанциях.
Срок службы автомобильных аккумуляторов зависит от условий использования транспортных средств.
Каналом Avto-Blogger представлена правильная зарядка АКБ по времени.
Нахождение аккумулятора в разряженном состоянии
Разряженное состояние аккумулятора является катастрофичным. Происходит процесс сульфитации, и снижается плотность электролита. Решение проблемы — это замена электролита и зарядка небольшим током.
Короткое замыкание
Короткое замыкание батареи приводит к ее мгновенному выходу из строя. Как правило, при замыкании повреждается одна из банок. Свинцовые пластины полностью рассыпаются. К замыканию могут привести элементы, осыпавшие от старости батареи.
Коррозия
Коррозия пластин аккумулятора происходит вследствие долгой эксплуатации. Этот процесс сигнализирует владельца о скорой замене АКБ.
Глубокий разряд АКБ
При глубоком разряде батареи происходит сульфитация пластин и их распад, что способно влиять на снижение емкости АКБ.
Разряд батареи происходит по следующим причинам:
- Утечка большого тока, причиной которой является неисправное электрооборудование. Утечка не должна превышать 100 миллиампер. Если значение будет больше, тогда на стоянке АКБ автомобиля быстро разрядиться. Не исключается возможность возгорания авто.
- Неправильная работа генератора. Напряжение бортовой сети должно составлять не более 14,4 В. Если подзарядный генератор будет выдавать большее значение, тогда произойдет перезаряд и батарея быстро выйдет из рабочего состояния.
- Режим езды. В автомобилях, которые эксплуатируются на небольшие расстояния (до 5 км), батарея постоянно находится в незаряженном состоянии. Это способствует быстрому выходу АКБ из строя, такие приборы служат не более двух лет.
Рекомендуем: Как работает катушка зажигания в автомобиле?
Чрезмерный заряд аккумулятора
Перезаряд батареи влечет за собой выкипание электролита и происходит его распад на водород и кислород. Процесс электролиза очень опасен, потому что водород при малейшей искре возгорает. Чрезмерный заряд аккумулятора производится как от подзарядного, так и от генератора автомобиля. Из этого можно сделать вывод, что батарея должна периодически проходить техническое обслуживание.
Прочее
Эксплуатация автомобиля как при высоких, так и при низких температурах влечет к быстрому выходу из строя батареи.
В жаркое время в подкапотном пространстве температура достигает до 90 градусов и происходит выкипание воды. Снижение уровня электролита ведет к уменьшению емкости. Гарантийный срок эксплуатации АКБ завод изготовитель дает из расчета нормальных температурных режимов.
Срок службы батареи
Каждая вещь имеет свой срок службы. Однозначно ответить на вопрос, сколько служит автомобильный аккумулятор, невозможно, т. к. существует множество факторов, которые оказывают непосредственное влияние на срок эксплуатации. Средний период работы обычной АКБ равен 5−10 годам. Стоит понимать, что цифра является очень условной, годность может быть разной. Кроме типа батареи и следования правилам эксплуатации, на длительность службы оказывают влияние и другие показатели:
- Известность бренда. Среди автолюбителей бытует мнение, что при покупке оригинальных запчастей от всемирно известных торговых марок высокая цена обуславливается именем производителя, а не высоким качеством. Это заблуждение. В абсолютном большинстве случаев покупка комплектующих у именитых брендов избавляет владельца от головной боли. Переплата за имя существует, но взамен потребитель получает гарантию на аккумуляторные батареи сроком на 4−5 лет. Менее надежные производители указывают гарантируемый срок обслуживания в 1−3 года.
- Температурный режим. Экстремально высокие и низкие температуры оказывают отрицательное действие на степень заряда АКБ. Высокая температура за окном в летний период вызывает оседание сульфата свинца. Негативные химические процессы начинают происходить при отметке на термометре в 30 — 40 о C .
- Исправность остальных систем в автомобиле. Какой бы бренд ни изготавливал батарею для авто, какие бы материалы ни были использованы, АКБ не может функционировать отдельно от других систем. Наибольшее влияние на состояние аккумулятора оказывает генератор. Неисправная работа этого элемента способна привести к полному разряду в очень короткий промежуток времени. Способствовать утечке тока может и неверное подключение магнитолы.
Рекомендуем: Мировые рейтинги автомобильных аккумуляторных батарей Несмотря на то, что все перечисленные проблемы характерны для любого типа батареи, срок службы для каждого вида разный. После можно сдать аккумулятор за деньги. Например, кислотные разновидности могут прослужить до 7 лет. Разумеется, речь идет о качественном производителе. Гелевые АКБ отлично заводятся в мороз, не выбрасывают в окружающую среду вредные испарения, а максимальный гарантийный срок службы в большинстве случаев составляет 9−10 лет. Существенными минусом является стоимость, которая в несколько раз выше по сравнению с обычными образцами.
Плановый срок эксплуатации аккумулятора автомобиля для списания
Роль автомобильного транспорта в перевозках грузов и пассажиров трудно переоценить. Но каждая единица транспорта оборудована батареями различной мощности. Срок службы аккумулятора на разных авто отличается. Техника в автопарках работает интенсивно, но находится под наблюдением специалистов. Поэтому время службы АКБ для профессионально работающих автомобилей устанавливается в зависимости от пробега или наработанных моточасов.
На основании стандартов, срок службы свинцовых кислотных аккумуляторов регламентирует норматив РД-3112199-1089-02.
Частные транспортные компании устанавливают предельный срок службы аккумуляторов на машинах, руководствуясь своими правилами. На личных авто стараются использовать все возможности, чтобы продлить время работы батареи.
Это интересно: Какая кислота в аккумуляторе автомобиля — состав электролита