ОСАГО-2014: деньги убрать от соблазна

2. февраля 2015 | Категория: Наши новости, Новости \ Точка зрения

К сочувствию к коллегам взывает глава РСА Игорь Юргенс, комментируя предварительные итоги по ОСАГО за 2014 год: «Рынок ОСАГО переживает серьезный кризис, убыточность во многих регионах зашкаливала за 100%», что, мол, разорило многих страховщиков…

Но против слов цифры в отчете. За полисы ОСАГО в отчетном году СК получили на 11,2% больше, чем в предыдущем, а выплаты по страховым случаям возросли 13,6%. Подталкивает к выводу: страховщики работают чуть не в убыток. Но если сравнивать в рублях…

За полисы страхкомпании получили 150,2 млрд. руб., на выплаты потратили 88,8 млрд. руб.. то есть выплатили меньше 58% от сборов. Но ведь по закону должны были выдать 77%. Пусть на админрасходы и в резервный фонд отчислили 23%. Все равно оставили 26,9 млрд. руб. Заметим, что со времени введения «автогражданки» СК утаивали по 20 – 30 млрд. руб. в год, итого набежало 209 млрд… Это называется предпосылкой краха?

В 14-м году страховщики урегулировали (их термин) почти 2,5 млн. заявлений о страховых случаях и не урегулировали 20 тыс. — за них выплачивать в наступившем году. Для погашения этого долга нужен денежный резерв. Сосчитаем: средняя страховая выплата по итогам года — порядка 35 тыс. руб. Допустим, после скачка рублевой стоимости валюты сумма удвоилась — до 70 тыс. Получается, для погашения долга понадобиться 1,4 млрд. Все равно  останется 25 млрд.!

Однако, прислушаемся к плакальщикам: уверяют, что с ростом лимитов на выплаты (до 400 тыс. руб. по «железу» и до 500 тыс. руб. по здоровью) издержки точно разорят СК… Ну, не так страшен черт. Стоимость «железа» хотя и вырастет, но не удвоится. Что же до денег на здоровье, то вот исходные. В прошлом году по этому виду страхования обратились 2,2 тыс. человек, им выдали 81,3 млн. руб. (по статистике, такие выплаты составляют менее 1% от всех). И в следующем можно ожидать, что будет примерно столько же. Допустим невероятное: даже если каждому перечислят по полмиллиона, в сумме это примерно 1,1 млрд. В общей массе расходов — не цифра. А ведь именно вступлением в силу поправок в закон об ОСАГО о повышенных выплатах по здоровью (это будет весной) страховщики обосновывают требование еще на четверть поднять тарифы за полисы.

Так ведь их «дебет» и без того возрастет. После осеннего повышения тарифов ОСАГО обходится водителю примерно на 1 тыс. руб. дороже (это нижайшая цифра роста). То есть, СК будут в плюсе в сравнении в 2014 годом на 42-45 млрд. руб.

И кстати, о разрушительном удорожании запчастей после подскока курса валюты. С декабря введена единая методика расчета ремонта «железа», затраты на восстановление теперь определяют, сверяясь с банком ценовых данных. Этот указатель должен обновляться раз в полгода. Так вот,  со времени подскока курса валют прошло полтора месяца, запчасти реально подорожали, но страховщики помалкивают: расчет ущерба ведут по ценам докризисным. Не приведи господь кому-то попасть в ДТП до июня!

В отчете РСА одна цифра просто вгоняет в столбняк: количество проданных полисов ОСАГО в 14-м году составляет 42,5 млн. Этого не может быть: гражданская ответственность — страхование обязательное, на учете в ГИБДД более 53 млн. единиц автомобилей. Почему не застрахованы порядка 10 млн. машин? Вряд ли все до одной в гаражах и на автосвалках без снятия с учета… Знающие люди подсказали: наверняка их водители катаются с поддельными полисами ОСАГО. Но страховщики, с их-то аппетитами, в ус не дуют! А ведь речь идет минимум о 40 миллиардах рублей! Вариант ответа: хлопотно тягаться с преступным элементом, те же деньги проще отнять у граждан за счет повышения тарифов на ОСАГО — чего РСА самозабвенно и добивается.

Чтобы отбить эту ненасытность, нужно изменить финансовые условия игры: деньги, собранные за полисы ОСАГО, должны храниться на счете Центробанка, а не как теперь — на счетах страховых компаний. Пусть СК по-прежнему продают полисы, оформляют выплаты и получают за это законные 23%. С тем у страховщиков исчезает соблазн пользоваться суммами, которые им не принадлежат.

Сергей Канаев

лидер Федерации автовладельцев

Поделиться в соц. сетях

0

Оставьте свой комментарий



Федерация автовладельцев не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей