Обновленный закон об ОСАГО — наша с вами общая победа

30. июля 2014 | Категория: Наши новости, Новости \ Точка зрения

 

22 июля президент утвердил закон об ОСАГО с теми изменениями, на которых полутора года настаивала Федерация автовладельцев России. http://www.kremlin.ru/

Как в триллере, то было противостояние правдоискателей и корыстолюбцев. Общественный мониторинг показал к 2011 году возмутительный рост нарушений страховщиками условий договоров ОСАГО. К тому времени продажи полисов «автогражданки» просели и уже не приносили баснословные, как раньше, прибыли. Но терять деньги жалко. Используя несовершенство закона, страховщики мастерски находили лукавые, но формально благовидные, а то и шитые белыми нитками предлоги урезать страховые выплаты, нередко — в разы. Снежный ком судебных исков рос, но суды не всегда приходили к выводу, что автовладельцы обмануты. Эксперты ФАР обобщили: водители, как потребители страховых услуг, ущемлены в правах. Федерация автовладельцев вместе с единомышленниками настойчиво разъясняла свою позицию. В конечном счете, Верховный Суд принял решение: закон об ОСАГО подпадает под действие закона о защите прав потребителей, правоту в судебных присутствиях нужно искать, исходя из априорной правоты потребителей — автомобилистов. ФАР с соратниками отстояли здравый смысл в идеологии ОСАГО, и теперь он стал ведущим в обновленном законе об «автогражданке».

«Творчество» и реакции страховщиков граничит с гениальностью! Когда в правительстве заявили, что выплаты по страховым случаям нужно увеличить, среагировали тут же: тогда и стоимость полисов нужно поднять в полтора раза, лучше — на 70%. ФАР раздобытыми цифрами доказала, что и теперешней выручки от продаж страховок хватает настолько, что ею покрываются страховые выплаты даже с повышенными параметрами.

Страховые компании агрессивно продвигали свою корыстную доктрину, но нашим цифрам не противопоставили свои. Не то чтобы их не было — объяснили, что скрывают данные в интересах… государственной тайны. Правозащитники требовали придать гласности прибыли страховщиков, Центробанк больше не хотел терпеть неопределенность и поручил сделать расчеты независимым экспертам. Те дали вывод: к росту стоимости полисов на невообразимые 70% оснований нет, максимум — на 25%… Центробанк разницу прочувствовал.

Однако, это полпобеды: споры о росте тарифов обязательно снова возникнут. Чтобы страховщики больше не втягивали в игру «совершенно секретно» и — о, честнейшие! — не требовали верить им на слово, ФАР предложила сделать доходы и расходы по ОСАГО навсегда прозрачными.

Предложение Федерации автовладельцев принято и отражено в новой редакции закона об ОСАГО: теперь служба Банка России будет корректировать тарифы на основании анализа показателей, в том числе, тех самых, которые страховщики кокетливо скрывают. А как всякое государственное учреждение, Центробанк обязан публиковать все данные, которые он использует. Это — прозрачность, это — победа.

В законе воплощена позиция ФАР предоставлять водителю возмещение убытков на выбор: деньгами или «в натуре» — в виде проведения восстановительного ремонта автомобиля, который оплачивает и контролирует сама страховая компания. Второй вариант становится автовладельцу выгодным, когда эксперты по калькуляции ремонта до бесстыдства занижают стоимость восстановления машины, чтобы, если деньгами, поменьше заплатить водителю.

За этим новым в законе положением еще одно достижение ФАР: после наших многолетних усилий, наконец, завершается формирование единой методики оценки ущерба при ДТП. Без нее страховщики могут, как до сих пор, безнаказанно обсчитывать автомобилистов.

Ко времени принятия закона ФАР пробила еще одну пользу для владельцев авто, как, впрочем, и страховщиков: заработала база данных «страховых историй» водителей. Компания, оформляя ОСАГО новому для себя клиенту, сможет по базе распознать неудачника, постоянно попадающего в ДТП — с ним одни убытки. Если страховку и оформит, то с коэффициентами, сильно повышающими цену полиса. А дисциплинированному водителю не придется бить кулаком в грудь, доказывая, что имеет право на коэффициенты понижающие.

Одним словом, система ОСАГО стала комплексной. Теперь закон и подзаконные инструменты его реализации действительно обеспечивают социальную защиту в важной сфере жизни 40 млн. автовладельцев.

По справедливости, надо назвать наших соратников, кто заставлял услышать, что и почему нужно реформировать. Прежде всего, руководителя Ассоциации защиты страхователей Николая Тюрникова, председателя движения «Союз пешеходов» Владимира Соколова, председателя Союза потребителей России Петра Шелища.

Принять поправки в закон было бы трудно, если бы не представители власти со способностью принимать ответственность менять отжившее. Ее продемонстрировали председатель Банка России Эльвира Набиуллина, председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Надежда Бурыкина, председатель комитета ГД по делам общественных объединений Ярослав Нилов, первый зампредседателя комитета ГД по транспорту Виталий Ефимов. ФАР и впредь будет информировать о позициях высокопоставленных госслужащих и депутатов, когда речь будет вестись о проблемах автомобилистов.

Однако, понятно, что новое ОСАГО — очередная победа ФАР в лоббировании интересов автосообщества. Это и заслуга водителей, проявивших небезразличие к собственным правам не только на кухне или в гаражных тусовках, но поддерживал наши инициативы, высказывал мнение на форумах, в общественных опросах, интернет-голосованиях.

«В свете ФАР»

Поделиться в соц. сетях

0

Оставьте свой комментарий



Федерация автовладельцев не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей