Новый техосмотр: за и против

22. июня 2011 | Категория: Наши новости, Новости \ Точка зрения

Государственная Дума России приняла закон о передаче обязательного техосмотра из ведения МВД коммерческим техцентрам. А также об отмене ТО для новых авто и заключении договора о страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) только при условии прохождения техосмотра.

Новый порядок поделил российских водителей, представляющих активную (месячную) интернет-аудиторию, на три лагеря. По данным проведенного «Гласом Рунета» онлайн опроса более 1700 российских пользователей интернета, среди которых 78% являются владельцами личных автомобилей, а 22% пользуются ими по доверенности или в качестве служебного транспорта, большинство (43%) опрошенных идею передачи полномочий на проведение техосмотра от ГИБДД страховым компаниям не одобряют. Поддержку это новшество находит лишь у 27% опрошенных и еще 30% не определили своей позиции.

Позиция опрошенных пользователей в незначительной степени зависит от того, к какому классу относится автомобиль, который находится в личном владении/пользовании респондента. Одобряют реформу техосмотра 24-27% водителей автомобилей компактного, малого и нижнего среднего классов против 30-34% водителей автомобилей среднего и более высоких классов.

Зато возраст используемого автомобиля оказывает значимое влияние на отношение респондента к реформе техосмотра. По новому закону владельцам новых машин, возраст которых не превышает трех лет, начиная с года выпуска (а это 29% среди всех опрошенных), проходить техосмотр не нужно. Владельцам автомобилей, возраст которых составляет от трех до семи лет (30% среди всех опрошенных), нужно будет проходить техосмотр раз в два года, а вот машинам старше семи лет (36% среди всех опрошенных) придется проходить техосмотр каждый год.

Наиболее высока доля российских водителей недовольных реформой техосмотра в Дальневосточном (54%) и Сибирском (50%) федеральных округах, где доля автомобилей в возрасте старше семи лет достигает соответственно 64% и 58%. Наиболее высока доля российских водителей одобряющих реформу техосмотра в Москве (32%) и в Северо-Западном (34%) федеральных округах, где доля автомобилей в возрасте до трех лет достигает соответственно 38% и 35%.

По признанию 57% опрошенных автомобилистов последний государственный технический осмотр автомобиля, который они водят чаще всего, был официальным, с надлежащим осмотром автомобиля. Напротив 31% получили талон ГТО неформальными путями. В последнем случае наиболее «отличились» жители Южного (46%), Северо-Кавказского (45%) федеральных округов, Москвы (37%) и вообще все, у кого возраст автомобиля превышает семь лет (44%).

Один из главных аргументов сторонников реформы – снижение коррупции (в это верит 41% из числа одобряющих против 12% из числа не одобряющих реформу техосмотра респондентов), так как чем меньше общаешься с сотрудниками ГИБДД, тем реже приходится давать им взятки. Противники законопроекта возражают: сэкономить на техосмотре все равно не удастся. Как только к этой процедуре допустят страховые компании, официальные расценки сразу же устремятся вверх (в этом уверены 95% из числа не одобряющих против 49% из числа одобряющих реформу техосмотра респондентов). Владельцам же «убитых» авто для признания своего металлолома годным к употреблению, вероятно, снова придется решать вопрос неофициальным путем.

В настоящее время, по данным участников опроса, за прохождение последнего государственного технического осмотра заплатили не более 500 рублей лишь 13% среди всех опрошенных (в том числе, 17% среди владельцев новых авто), от 501 до 1000 рублей – 26% (в том числе, 30% среди владельцев новых авто), от 1001 до 2000 рублей – 19%, от 2001 до 3000 рублей – 14%, более 3000 рублей – 12% (причем в Москве доля последних достигает 30%, а в Дальневосточном федеральном округе – 33%). Среди тех, кто последнее ТО проходил неофициально, каждый второй выложил сумму не менее 2000 рублей. Напротив, среди тех, кто последнее ТО проходил официально каждый второй потратил от 500 до 2000 рублей. Вероятно, что 2000 рублей и окажутся для страховых компаний первоначальным ориентиром при расчете стоимости техосмотра. Стоит отметить, что респонденты, потратившие на последнее ТО не менее 2000 рублей, более склонны к одобрению реформы ТО, возможно рассчитывая, что рынок зафиксирует эту стоимость в качестве средней.

Еще одна надежда поборников частного техосмотра – упрощение процедуры и сокращение времени прохождения техосмотра (в это верит 61% и 47% из числа одобряющих против 11% и 42% из числа не одобряющих реформу ТО респондентов). Критики же законопроекта не верят, что бюрократии и проволочек станет меньше (62% среди не одобряющих реформу ТО респондентов ожидают усложнения процедуры и порядка прохождения ТО).

Критики законопроекта считают, что без специалистов ГИБДД качество техосмотра не улучшится или даже упадет (в этом уверены соответственно 45% и 40% среди не одобряющих реформу ТО респондентов). Позиция сторонников частного техосмотра чуть более оптимистична (среди них 40% не ожидают снижения качества ТО, а 36% даже надеются на его повышение).

Среди сторонников частного техосмотра 21% рассчитывают на повышение уровня безопасности на российских дорогах, тогда как 23% среди их оппонентов опасаются, что напротив ездить станет опаснее. Однако большинство среди тех и других (65%) скорее не склонно связывать решение проблем безопасности дорожного движения с практикой техосмотра.

Появилась и первая критика: «Взятки включены в новую стоимость техосмотра», сообщает «Новый Регион».

Закон должен был лишить процедуру техосмотра «коррупционного элемента», а вместо этого коррупцию включили в закон – резюмируют некоторые автомобилисты и законодатели.

Ранее президент Медведев не раз объявлял, что техосмотр должен проводиться частниками и не быть обязательным. В итоге, инспекторы ГИБДД не станут проверять у автомобилиста наличие талона ТО. Однако эта «необязательная» карточка станет условием для получения обязательного полиса автострахования. Наличие полиса ОСАГО «гайцами» проверяться будет в обязательном порядке.

Ранее большинство автовладельцев просто не заостряли внимания на процессе техосмотра, «покупая» талоны в ГИБДД за 1500-3000 рублей, либо проходя его без очереди – по предварительной записи за пару дней. Критика коррумпированности ГИБДД менее всего затрагивала именно тему ТО, хотя система, в целом не устраивала водителей. Скандал вокруг процедуры возник относительно стихийно лишь этой весной в Москве. Зато критика системы автострахования была более основательной. В последние годы автомобилисты все чаще стали требовать отмены или реформирования обязательного автострахования, поскольку система со временем доказала свою неэффективность. В большинстве случаев сумма страховки либо не покрывает весь ущерб от ДТП, либо владельцы машин получают выплаты лишь после долгих разбирательств или судебных споров со страховыми компаниями. В ответ на критику страховой системы, очень вовремя случился весенний скандал с техосмотром, переключив внимание автомобилистов. В итоге – новый закон о ТО упрочил положение страховщиков.

Благодаря новому закону страховщики получили власть, которая и не снилась прежним «контролерам» – ГИБДД. Власть абсолютную и заведомо коррупционную. К примеру, по новому закону, для того, чтобы покупатель нового автомобиля мог доехать до пункта регистрации, у него уже должен быть действующий договор ОСАГО. Регистрировать машину при его отсутствии не станут. А исходя из пунктов нового акта, перед покупкой полиса ОСАГО необходимо обзавестись талоном ГТО, который должен выдаваться при первичной регистрации. Замкнутый круг.

Аналогична ситуация с широко разрекламированной в официальных СМИ солидарной ответственностью техцентров и водителей за неисправности в автомобиле, которые явились причиной ДТП. По закону, в случае аварии по технической причине, техцентр будет отвечает за халтурно проведенный ТО. Исходная посылка весьма здравая, но, как говорится в известном и неприличном анекдоте, «есть нюансы». Аккредитацию техцентрам будут выдавать в страховых компаниях. То есть, по сложившейся в России практике, можно ожидать, что техцентры, занимающиеся ТО, будут, гм, тесно связаны со страховыми компаниями. А новый закон, меж тем, гласит, что доказывать вину техцентров и автовладельцев в несоблюдении процедуры ТО предстоит самой страховой компании. То есть, предполагается, что страховщики будут истово брать вину на себя…

Немало вопросов у автовладельцев и оппозиционных депутатов Госдумы вызвала и будущая официальная стоимость процедуры. Сейчас «легально» за ТО владелец легкового авто платит 680 рублей. Стоимость «покупного» талона варьируется от полутора до трех тысяч. В принятом накануне законе говорится, что размер платы за техосмотр устанавливается правительством. Глава комитета Госдумы по транспорту «единоросс» Сергей Шишкарев пообещал, что она «не превысит 3000 рублей». То есть будет повышена почти в 4,5 раза. Представитель Минэкономразвития Евгений Ковтун, выступая в Госдуме, отметил, что «по нашим ожиданиям, с 1 января стоимость техосмотра составит около 2 тысяч рублей», цитирует чиновника «Коммерсант». То есть, думцы от «Единой России» и члены правительства решили бороться с «коррупционной» составляющей» в процедуре ТО, включив стоимость взятки в официальную плату.

«Помню, как принимали закон ОСАГО, обещали, что обязательное страхование обойдется в 700 рублей. В какую сумму вылилось в реальности? Думаю, по аналогии с этим можно умножить названную Минэкономики цифру в пять-шесть раз», – заметил первый зампред фракции КПРФ в Госдуме Сергей Решульский. Претензии оппозиционных депутатов высказывались и по поводу участия Российского союза страховщиков в контроле операторов техосмотра. «РСА – это чиновничья организация, и мы меняем лишь кассира – раньше он был в погонах, а теперь он будет сидеть в РСА», – заявил зампред фракции ЛДПР в Госдуме Максим Рохмистров.

«Новый закон – это прямой путь к еще большей коррупции. Его нельзя ни в коем случае принимать. Есть год, в течение которого необходимо разработать нормальный документ, а не торопиться. Мы пытаемся решить две проблемы (отсутствие нормальной проверки автомобилей и наличие коррупции), а вместо этого совмещаем их в одном законе», – цитирует «Водитель Петербурга» представителя правозащитного движения автомобилистов Александр Холодова.

«Это оброк для бедных. богатые будут покупать новые автомобили и ничего не платят. а бедные, у кого не хватает на новый автомобиль, будут платить каждый год…Свидетельство прохождения ТО – полис ОСАГО, но чтобы его получить, нужно предоставить талон ТО. О каком, мать его, совмещении идет речь? Те же яйца, только вид сбоку и дороже в 5 раз», – возмущаются водители на автофорумах.

Московское отделение ФАР

Поделиться в соц. сетях

0

Один комментарий
Оставьте свой комментарий »

  1. Я постоянно езжу на машине и слежу за ее состоянием. Техосмотр исправно покупаю, поскольку не имею возможности и желания проходить его. Считаю, что для частных владельцев, его надо отменить или заменить официальным ежегодным побором в казну, а не устраивать видимость заботы государства о пользователях автотранспорта.

Оставьте свой комментарий



Федерация автовладельцев не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей