ФАР – самостоятельная общественная сила

1. марта 2012 | Категория: Новости \ Точка зрения

Федерация автовладельцев – это общественная организация, объединяющая очень значительную часть российского общества, каковыми являются автовладельцы. В целом по стране в деятельности ФАР участвуют  45 региональных представительств, а общее количество сторонников превысило 130 тысяч.

В связи с начавшимися в российском обществе серьезными изменениями Федерации автовладельцев также необходимо определить свои позиции и отношение к происходящему.

Большинство, видимо, согласны с тем, что ФАР – лоббистская организация, защищающая интересы автовладельцев. Термин «лоббистская», правда, не вполне понятный, поскольку законодательство о лоббизме в РФ отсутствует. Однако в статье 27 Закона «Об общественных объединениях» перечислены права общественных объединений, которые совпадают с основными методами лоббирования.

Это формирование общественного мнения через свободное распространение информации, включая СМИ и издательскую деятельность; проведение собраний, митингов, шествий и пикетирование; участие в выработке решений органов государственной власти, защита прав и законных интересов в органах власти, выдвижение инициатив по вопросам общественной жизни, предложений в органы власти; участие в выборах и референдумах. Деятельность ФАР в точности соответствует этим требованиям закона, и даже инициативы по отставке отдельных правительственных чиновников, систематически игнорирующих предложения ФАР и ущемляющих права граждан, соответствуют закону и принципам лоббизма.

Согласно общепризнанным представлениям, лоббизм или лоббирование – институт политической системы, он же процесс по продвижению чьих-либо интересов в органах государственной власти с целью добиться выгодного политического решения. При этом наиболее распространенным толкованием понятия «политика» является «искусство управления государством». Поэтому утверждение, что ФАР, являясь лоббистской организацией, не занимается политикой или «ФАР – вне политики», не вполне корректно. Более правильно утверждать, что ФАР стремится влиять на государственную политику в отношении автомобилистов, но не является политической организацией и не участвует в партийной политической деятельности.

Точно также, когда гражданин заявляет, что он не интересуется политикой, это означает, что его не интересует, кто и как управляет его государством. Если это не так, то более корректно говорить, что гражданин не интересуется деятельностью политических партий, но он участвует в политической жизни как беспартийный, как гражданин своей страны. Любопытный факт: в Древней Греции граждане, которые участвовали в управлении полисами, именовались «политикос», а те, кто не интересовались политической жизнью своего города, именовались «идиотикос».

Но вернемся к позиционированию ФАР. В настоящее время ФАР объединяет несколько групп интересов.

Первую и самую большую группу представляют те активисты, кто искренне считает, что основной задачей ФАР является решение проблем автомобилистов. Для них важен не столько процесс, сколько конечный результат – конкретные достижения, решение поставленных задач. Если результата нет в силу бездействия органов власти, приходится расширять методы лоббирования: после обращений следуют митинги, после шествий – акции гражданского неповиновения, требования отставки нерадивых чиновников.

Вторую группу представляют так называемые «тусовщики», воспринимающие ФАР как клуб по интересам и место общественно-полезного досуга. Главное для них – приятное времяпровождение в кругу единомышленников, а если из этого еще что-нибудь получится – совсем хорошо.

Третью группу формируют специалисты, которые используют ФАР для саморазвития, карьерного роста и тому подобное. Это может быть активный пиар на общественно-значимых темах, вхождение в профессиональные сообщества, использование других социальных лифтов.

Наконец, четвертую группу интересов условно можно назвать «конформизм» или «прихлебательство». Ее определяет боязнь неприятностей от действующей власти или соглашательство во имя добывания денег. Иногда это добывание основано на желании непопулярных властей «подкупить» себе общественную поддержку. Иногда представители этой группы интересов считают, что все остальные группы им не нужны. Но они забывают, что «спонсорам» не интересны организации, не имеющие широкой общественной поддержки. Разве что для обмана наивных граждан или в рамках коррупционных схем.

Федерация автовладельцев терпимо относится к представителям всех групп интересов. В ФАР действует принцип «одно другому не мешает». Но только до тех пор, пока не мешает. Если три последние группы интересов начинают доминировать над первой, или представители этих трех групп начинают диктовать линию поведения, это ведет к неизбежному вырождению организации, ее превращению в маргинальную тусовку.

Конечный результат не может подменяться бесконечным процессом. Невозможно бесконечно пиариться на одних и тех же темах, рано или поздно люди решат, что это пустая болтовня. Невозможно бесконечно ждать милости от бездействующей власти, занимаясь только тем, что великодушно разрешено. Приходит время, когда нужно честно сказать, что власть нас не слушает или не слышит, ведет себя высокомерно и пытается диктовать всем нам порочные правила поведения.

Не у всех хватает гражданского мужества и смелости. Поэтому Федерация автовладельцев не препятствует участию активистов ФАР в деятельности других организаций. Представители четвертой группы могут примкнуть к организации  г-на Лысакова. Он достиг согласия с действующей властью и, видимо, добился всего, что хотел.

Представители второй группы могут тусоваться в различных автомобильных клубах. ФАР не должна позиционироваться так же, как упомянутые уважаемые организации, а тем более дублировать их деятельность. У ФАР много других компетенций и возможностей восполнить упущенные ими сферы деятельности и запросы общества.

Деятельность ФАР охватывает максимально широкий круг проблем, затрагивающих интересы автомобилистов. И позиционируется ФАР как самостоятельная общественная сила, независимая от правящих кланов или требований конъюнктуры. Это невыгодно материально, зато дает привилегию быть честными перед своими сторонниками, действовать последовательно, без оглядки на «спонсора», и иметь широкую общественную поддержку. И даже уважение тех, кто безуспешно «борется» с ФАР.

Федерация автовладельцев участвует в общественных движениях, акциях и мероприятиях, где фаровцы открыто высказывают свою позицию, с уважением относятся к позиции других участников, участвуют в обсуждениях и слушаниях. ФАР участвует в создании системы общественного контроля, при которой не так важно, кто президент, премьер, губернатор, глава администрации или правящая партия, поскольку любая действующая власть вынуждена соблюдать правила, установленные обществом, и действовать в интересах всего общества.

ФАР последовательно выступает за взаимодействие со всеми ветвями и уровнями власти, но на равноправной основе, когда предложения ФАР рассматриваются и обсуждаются, и имеют не меньший вес, чем мнение безынициативного чиновника или его начальника, еще более оторванного от жизни. Не вина ФАР, что отдельные представители властных кланов глухи и высокомерны. В отличие от ФАР они временны, и ФАР над этим работает. Им все равно придется принять ФАР такой, какой она должна быть – независимой, компетентной и сильной. Защищающей интересы граждан и являющейся центром общественной силы, власти граждан над системой власти.

Уже началось движение навстречу ФАР в сфере безопасности дорожного движения. Взаимодействие с ГИБДД развивается, это приветствуется, это можно, это разрешено. Но во всем, что касается коррупции и денег – глухая стена.

Это касается и транспортного налога, акцизов и пошлин, и цен на бензин, и тарифов ОСАГО, и предложений ФАР по включению общественных представителей в наблюдательные советы госкорпораций. И это нас не устраивает. Что предпринимает и следует предпринять ФАР – тема отдельного серьезного обсуждения.

Краткие выводы.

Федерация автовладельцев действует исключительно в рамках закона, в соответствии со своими задачами и статусом общественной организации. ФАР не занимается партийной политической деятельностью, но обязана влиять на государственную политику в интересах автовладельцев. ФАР не может самоустраниться от решения важнейших общественных проблем, волнующих граждан страны. Пойти по этому пути – значит, превратиться в маргинальную организацию, не имеющую общественной поддержки, а в перспективе не имеющую ничего, кроме названия.

ФАР объединяет представителей разных социальных групп и разных взглядов. Имеют ли они право свободно выражать гражданскую позицию, высказывать свои взгляды в частных беседах или публично? Безусловно, имеют. В том числе на собраниях, митингах, в СМИ. Если это уместно, они могут уточнить, что выражают собственное мнение, а не консолидированную позицию ФАР. Даже если считают, что это ухудшит их имущественное положение или приведет к репрессиям.

Если последнее действительно произойдет, виновниками являются не активисты ФАР, а те, кто в нарушение закона применяет незаконные санкции или репрессии. Все подобные случаи должны выявляться и пресекаться совместными усилиями всей организации. Если мы действуем совместно, стоим друг за друга, мы – реальная сила.

Продолжение следует….

Поделиться в соц. сетях

0

Оставьте свой комментарий



Федерация автовладельцев не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей